Асхат Акматов: «Представлять Россию на международных соревнованиях – престижно»
Асхат Акматов недавно вернулся из Екатеринбурга, где выиграл на Всероссийских соревнованиях. Турнир не рейтинговый, но паратхэквондисты со всей страны стараются на него попасть, так как в их календаре соревнований внутри страны проводится только один официальный старт – чемпионат России, а соревновательный опыт нужно набирать где-то ещё. Для Асхата эти соревнования были особенно важными – он готовился взять реванш в бою со спортсменом из Дагестана, которому он уступил в финале чемпионата России в 2016 году. На этот раз новосибирец одержал верх.
Сегодня мы встретились с Асхатом, чтобы поговорить о том, как он оказался в паратхэквондо, что дал ему спорт высших достижений и что увлекает его, кроме спорта. Асхату 28 лет, ровно 20 лет назад он получил электротравму и лишился руки. Переехал в Новосибирск их Киргизии и вот уже почти три года представляет Россию на мировой спортивной арене. Но это очень коротко, подробнее расскажет сам герой:
- Заниматься спортом я начал в 13 лет. Любил играть в футбол с мальчишками, хотел пойти с ними заниматься в секцию, но они меня отговаривали – без руки тренеры не возьмут. На футбол я так и не решился, зато пошёл в секцию каратэ. Я тогда жил в Новосибирске в Дзержинском районе, обратился в клуб «Звёздный». Спасибо тренерам – они приняли меня. Сперва поставили тренироваться с младшей группой, а по выходным были спарринги с ровесниками. Через три месяца тренер сказал – можно уже на пояс сдавать.
- Пробовал себя разных боевых искусствах: каратэ, рукопашный бой, самбо, дзюдо, джиу-джитсу. Выступал везде со здоровыми спортсменами. По юношам ещё можно было развиваться, и то дальше первенства Сибирского Федерального округа я не проходил, а дальше конкуренция слишком высокая. Иногда и вовсе не разрешали выступать на официальных стартах.
- Паратхэквондо впервые увидел по телевизору в 2010 году. Это была трансляция первого чемпионата мира в Баку. Победил тогда российский боец Артур Кан, несмотря на то, что поехал туда сам, сборная России ещё не выступала. После этого я нашел в интернете контакты тренеров тхэквондо в Новосибирске и пришёл. Первый тренер, к которому я обратился, отказался брать меня, но дал контакты президента федерации, а тот в свою очередь назначил встречу, на меня посмотрели и приняли. Мне пришлось осваивать новый вид спорта по сути. Уже через месяц занятий мы поехали на чемпионат России в Махачкалу. Думал, будет легко – народу мало, да и я же выступаю со здоровыми спортсменами, значит и в паратхэквондо смогу. Но не тут то было - даже на мандатной комиссии толпа была, и конкуренция сильная – все спортсмены натренированные. Я один бой выиграл, второй уже проиграл.
- Для моего личного тренера Александра Александровича Дозорцева это тоже был первый опыт – тренировать паратхэквондиста, и для меня это новый вид спорта. Мы учились вместе, подсказывали друг другу, смотрели различные видео.
- В Новосибирске всего два паратхэквондиста. Я и Аржан Арбаков, он переехал к нам с Алтая пару лет назад, сам обратился ко мне через социальные сети.
- По паратхэквондо внутри России только один официальный старт – чемпионат России. Этого мало, и мы с тренером после первого чемпионата ездили ещё на всевозможные открытые турниры, участвовали со здоровыми спортсменами. За год я набрался опыта и на следующем чемпионате уже выиграл. С тех пор и меня включили в сборную страны, и Александр Александрович стал её главным тренером. Он пользуется уважением во всей стране, многие спортсмены из других регионов просят, чтобы у них секундировал именно он.
- Несмотря на то, что у нас с тренером небольшая разница в возрасте, я соблюдаю субординацию. У спортсменов должна быть боязнь перед тренером, не сковывающая боязнь, а дисциплинирующая.
- Сборная России для меня – как семья, мы видимся как минимум четыре раза в год – сборы, медицинские обследования. Когда подолгу не видимся, уже начинаю скучать, созваниваемся.
- На сборах тренировки по три раза в день, здесь – каждый день, по воскресеньям – спарринговые занятия в клубе «Мангуста» в Нижней Ельцовке. Спасибо ребятам из клуба, никогда не отказывают – встают в спарринг, не жалея времени и усилий, которые они могли бы направить на собственную подготовку. И они не жалеют, бьёмся по максимуму.
- Помню, занимался дзюдо, оставался после тренировки в зале отработать кое-какие приёмы, меня уже директор гонял – уходи, сейчас следующие придут. Порой приходится оставаться после тренировки, если хочется довести до совершенства какую-то свою «коронку». Бывает, выходят на соревнования спортсмены, видно, что равные силы, но выигрывает тот, у кого есть свои фишки, свой стиль в битве.
- Как говорит Сан Саныч Карелин, имена чемпионов забываются, имена олимпиоников – остаются в истории. Как и всякому спортсмену мне бы хотелось попасть на Паралимпиаду и выиграть. Конечно, семья радуется моим победам – мой дед и отец были боксёрами, но до меня ещё никто не достигал таких высот в спорте. Знаете, как говорят: проигрываешь один, выигрывают – все! Когда становишься на пьедестал – чувствуешь, что с тобой вся страна, и в первую очередь твоя семья. Думаю, им будет очень приятно победить в Паралимпиаде.
- Когда я получил электротравму, для отца это было большим ударом, он винил себя в случившемся, сожалел, что не сможет вложить в меня свой спортивный тренерский опыт. Он не дожил до моих первых спортивных побед. Думаю, если бы он был рядом, он был бы рад и горд.
- Когда я переехал в Новосибирск, работал на стройке возле юридического института (филиал Томского государственного университета). Смотрел на него и говорил ребятам – вот бы в нём учиться. А они мне – ты далеко берешь, там учиться сложно. Но у меня настырность есть, так сказать. Узнал – без аттестата не берут, и пошел в вечернюю школу. Днём учился и тренировался, ночью работал. В результате поступил туда, куда хотел, отучился шесть лет, в прошлом году выпустился. Сперва было тяжело – преподаватели хоть и относились уважительно, но из-за спорта поблажек не давали.
- Учился в вечерней школе, нужно было работать. Когда устраивался куда-нибудь, не говорил начальству, что у меня нет руки. Так было и на стройке, и в «Ройял Парке». Мы с товарищем пришли туда на вакансию оператора, и сразу нас поставили на ночную смену. Через какое-то время меня остановил директор и спросил: «Ты как с одной рукой работаешь? Почему нам не говорил?», а я ответил: «Вы бы меня взяли на работу, если бы я сказал?», отвечают – "Нет, конечно". Меня в итоге оставили, так как хорошо работал. Менеджер, который руководил нами, стоял за меня горой – директору поставил условие: «если его уволишь – я тоже уволюсь». Так я проработал 3 года, пока не поступил в институт.
- Сейчас моя работа – тхэквондо! Но параллельно нарабатываю опыт юридический, по специальности. Устроиться мне помог президент клуба «Сузунец» Алексей Иванович Бойко – порекомендовал меня своему приятелю в фирме – те с удовольствием взяли на гибкий график, занимаюсь корпоративными спорами.
- О карьере тренера думаю, как о параллельной работе на будущее. Так как по закону сейчас нельзя вести тренерскую деятельность без соответствующего образования, я пошёл учиться заочно в педагогический университет. Думаю, потихоньку набрать парочку ребятишек и заниматься. В Новосибирске есть потенциальные паратхэквондисты, но нужно их завлечь.
- Спортсмен – как посол мира. Спорт высших достижений предоставил мне возможность узнать людей других наций, подружиться с ними. На соревнованиях встречаются спортсмены стран, руководства которых находятся в напряжённых отношениях, но там – на спортивных аренах – все иначе, никакой вражды нет, царит взаимное уважение. Представлять Россию на международных соревнованиях - престижно. Многие, когда узнают, что я из России – просят сфотографироваться, даже не столько со мной лично, сколько с человеком в одежде с подписью «Россия», с российским флагом и символикой. На соревнованиях мы чувствуем себя звёздами.
- вернуться назад
-
1230 просмотров